Психологический тренинг с элементами консультирования: «Конструктивное взаимодействие. Модели воспитания»
14 февраля 2024 года в ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат №2» в рамках реализации плана мероприятий по Комплексу мер по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью в Иркутской области был проведен психологический тренинг с элементами консультирования для родителей по теме: «Конструктивное взаимодействие. Модели воспитания».
Тренинг проводила педагог-психолог Галина Грефенштейн.
Цель:.
1- формирование условий для укрепления внутри и вне семейных связей;
2-создание условий для личностного роста личности.
Задачи:
1- укрепление детско-родительских отношений, через включение общения с социальным окружением семьи;
2-формирование условий для понимания ценности личности, общения.
3-формирование условий для развития толерантности.
4-формирование адаптивных навыков поведения.
Начало тренинга – взаимные приветствия и задание «Собери волшебную пирамидку». Цель упражнения не только выразить позитивные эмоции, но и показать, что даже в простых, на первый взгляд, действиях скрыт глубокий смысл; необходимость обращать внимание на детали.
Далее предложено арт-терапевтическое упражнение , «Раскрась куклу» (автор: Л.С. Выготский). Работа проводилась над осознанием скрытых ресурсов, демонстрацией семейных моделей воспитания; раскрытием собственной индивидуальности и значимости.
Разбор тестового задания: «Что мы чувствуем» показал значимость позитивного мышления для личностного роста и развития эмпатии.
Теоретическая часть в формате беседы: «Развитие социально одобряемых навыков посредством конструктивного взаимодействия». Здесь необходимо подчеркнуть причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывать на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков.
Для закрепления теоретической части — задание «Сравнение мира детей и мира взрослых». Особенностями детского мира (в сравнении с миром взрослых) могут быть названы: отсутствие сложившихся взглядов; быстрота перевоплощения; эмоциональность; высокая изменчивость и т.д.. Взрослые, как старшие и более опытные, должны учитывать эти характеристики в воспитании.
Также рассматривался дополнительный вопрос: «Влияние семейных традиций на формирование личности». Традиции формируют навыки адаптивного поведения, понимание ценности личности, важности общения «глаза в глаза». Ведь семья – это главное в жизни каждого человека. Для ребенка – это важный источник социального опыта, который определяет эффективность овладения им социальными умениями и навыками на каждом возрастном этапе жизни.
В заключение тренинга – групповая рефлексия. Предложено домашнее задание.
Итог:
«Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей».
(Л.С. Выготский)