Психолого-педагогическая деятельность

Основные направления социально-психологической деятельности:

Психологическая диагностика 

включает в себя:

  • Первичная диагностика актуального психического развития вновь прибывших воспитанников;
  • Психологическое исследование каждого воспитанника с целью прогнозирования и разработки индивидуальной программы развития;
  • Диагностика когнитивной сферы (память, мышление, восприятие, внимание, речь) и эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, агрессивности, склонность к суицидальному поведению) воспитанников;
  • Диагностика мотивационно-потребностной сферы (ведущий тип мотивации, ценностные ориентации);
  • Выявление воспитанников, склонных к девиантному поведению;
  • Мониторинг развития воспитанников в процессе обучения и воспитания в учреждении.

 

Психологическая профилактика

– целенаправленная систематическая работа по предупреждению проблем в развитии и проблем в социальном становлении личности воспитанника.

Психологическая профилактика ставит перед собой следующие задачи:

  • Совместная деятельность по профилактики правонарушений и ОДН;
  • Участие в работе совета профилактики;
  • Профилактика самовольных уходов.
  • Профилактика и коррекция девиантного поведения;
  • Профилактика вредных привычек;
  • Профилактика эмоционального напряжения, отрицательных эмоций;

Организация коррекционно-развивающих занятий

Основные задачи:

  • Повышение уровня адаптации воспитанников к новым жизненным условиям;
  • Развитие у воспитанников социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми;
  • Развитие у воспитанников когнитивной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия и др.);
  • Формирование устойчивой самооценки;
  • Раскрытие творческого потенциала воспитанников;
  • Стабилизация эмоционального состояния воспитанников:

преодоление страха и тревожности;
повышение уверенности в себе;
снижение уровня агрессивности и негативных эмоций;
обучение методам саморегуляции.

Реализация задач коррекционно-развивающей деятельности достигается путем:

1)разработку и применение программ, направленных на коррекцию и развитие личности воспитанника;

2)планирование и осуществление совместно с педагогическими работниками мероприятий развивающего и коррекционного характера.

3) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по активизации познавательной сферы воспитанников.

4) Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников.

5) Групповые занятия с применением приемов песочной терапии и сказкотерапии.

6) Стабилизация психоэмоционального состояния воспитанников, посредствам релаксации в сенсорной комнате.

  Психологическое консультирование     

направленно на формирование личностной позиции ребенка ее развитие и совершенствования.

Основными задачами психологического консультирования являются:

  • Оказание эмоциональной поддержки и внимания к переживаниям ребенка;
  • Облегчение эмоционального состояния;
  • Принятие воспитанником ответственности за происходящее с ним;
  • Индивидуальное консультирование учителей школы по вопросам обучения воспитанников;
  • Консультирование педагогов по вопросам воспитания детей.

Организационно-методическая деятельность

  • Разработка конспектов занятий и мероприятий;
  • Систематизация дидактических, диагностических материалов и пособий;
  • Создание буклетов, памяток;
  • Разработка и составление коррекционно-развивающих программ, индивидуальных планов, портфолио;
  • Оборудование тематических зон для арт-терапии;
  • Написание статей для размещения на официальном сайте и на сайте Министерства социального развития, опеки и попечительства;

Психологическое просвещение

– повышение психологической культуры воспитанников и педагогов, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Формы работы:

— оформление стенда «Вестник психолога»;

— беседа с воспитанниками, проводимая по запросам педагогов;

— проведение круглых столов с педагогами;

— выступление на педагогических советах;

— проведение мастер-классов (по запросу)

  Наши инновации

Важным достижением для социально-психологической службы является участие педагогов-психологов в инновационной деятельности учреждения по проекту: «Безопасное освоение информационного пространства как условие информационной безопасности несовершеннолетних с нарушением интеллекта в учреждениях интернатного типа» с разработкой программы «Формула безопасного общения». Предполагаемым результатом, которой выступит не только знакомство воспитанников с информационной угрозой, но, а также воспитанники научатся навыкам эффективного общения для успешной социализации.

В мире творчества

Эмоциональное состояние воспитанника полноценнее лишь тогда, когда он живет в мире творчества! И поэтому педагоги-психологи проводят с воспитанниками занятия по арт-терапии, в которые входят:

  • Сказкотерапия – позволяет расширить сознание ребенка, узнать его внутренний мир.
  • Песочная терапия – позволяет позитивно влиять на эмоциональное самочувствие, развитие и саморазвитие ребенка.

Все направления социально-психологической деятельности в учреждении направлены на реабилитацию воспитанников. Благодаря как индивидуальным, так и групповым занятиям воспитанники раскрывают свой личностный потенциал. Также социально-психологическая деятельность способствует успешной социализации воспитанников.