Психологический тренинг с элементами консультирования для родителей детей с особыми потребностями: «Мы – счастливая семья. Семейные традиции. Любовь»
29 марта 2023 года в Отделении дневного пребывания ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат №2 для умственно отсталых детей», прошел психологический тренинг для родителей детей, посещающих Отделение дневного пребывания и Ресурсную службу по теме: «Мы – счастливая семья. Семейные традиции. Любовь».
Тренинг проводила педагог-психолог высшей квалиф. категории Отделения дневного пребывания Галина Грефенштейн.
Цели:
- Создание условий для понимания родителями потребностей своего ребенка,
- помочь глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые функции — членов семьи, мотивация родителей на социально значимые семейные ценности;
- повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания;
- создание условий для осознания личных потребностей и проблем.
- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;
- выработка навыков сотрудничества с ребенком.
Тренинговое занятие началось с представления родителей, взаимных комплиментов, обсуждения домашнего задания.
Первое упражнение — «Один день из жизни Маши» показало, как формируются внутрисемейные отношения, как детство влияет на последующую жизнь и поступки человека. Присутствующие приняли активное участие в его обсуждении. Приводились примеры из собственного опыта, из детства.
Упражнение дало ресурс в понимании того, что в системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном. Главная задача этого упражнения – создание условий для выработки навыков сотрудничества в повседневной жизни, умение адекватно воспринимать действительность.
Следующее задание — «Ладошки» очень показательно для понимания чувств и ощущений другого человека. Оно наглядно продемонстрировало, как влияют на эмоциональную составляющую прикосновения близких людей. Определило важность внимания к ребенку со стороны взрослых.
Решение мотивационных кейсов о добре и зле в семейной жизни, вызвало бурные обсуждения, положительные эмоции и позволило сделать вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.
Проективная методика «Живой дом» — позволила экологично выявить скрытые возможности и ресурсы для оптимизации внутри- и вне семейных связей; создала условия для осознания личностных потребностей и проблем. По результатам данной методики психологом были предложены методы и методики оптимизации выявленных вопросов в индивидуальном порядке.
По завершению тренинга – обмен комплиментами, рефлексия. Ответы на возникшие вопросы.
Всем участникам тренинга были даны индивидуальные рекомендации по воспитанию детей.
ВЫВОД:
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно.
Поэтому, в воспитании важно помнить:
«Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».