«Побег в никуда»
Проблема поведения подростков с ментальными нарушениями, в частности побегов из детских учреждений, является актуальной в практике работы с детьми. Педагог-психолог играет значимую роль в профилактике таких поступков, помогая детям осознать последствия своих действий, формируя у них альтернативные способы решения конфликтов и неудовлетворенности.
С 18 по 25 февраля 2025г. в ОГБУСО «ИЦСР «Багратион» педагогом-психологом Эльвирой Гафуровой в рамках Плана мероприятий по профилактике самовольных уходов и правонарушений среди несовершеннолетних был проведен цикл профилактических бесед «Побег в никуда», направленных на обсуждение причин стремления к побегу и формирование у воспитанников конструктивных способов преодоления трудностей. Целью данного мероприятия было помочь ребятам осознать причины, побуждающие их к побегу; развить навыки саморегуляции; предложить альтернативные способы решения проблем и преодоления трудных ситуаций.
Цикл бесед включал в себя несколько занятий, каждое из которых было посвящено конкретной теме.
- «Что такое побег?»
На которой педагог-психолог обсуждал с воспитанниками, что такое побег, причины, по которым дети могут захотеть сбежать, и чувства, которые их сопровождают.
- «Последствия побега»
На этой встрече акцент делался на последствия побегов. Педагог-психолог помог воспитанникам понять, что на первый взгляд побег может казаться решением, но его последствия могут быть разрушительными. Ребята делились своими мыслями о том, что может случиться после побега.
- «Эмоции и их управление»
В этой беседе обсуждались эмоции, которые могут побуждать воспитанников совершать побег (грусть, злость, беспомощность). Воспитанники учились распознавать свои эмоции и находить способы управления ими.
- «Альтернативные подходы»
На последнем этапе бесед педагог-психолог предложил воспитанникам конструктивные способы справляться с трудными ситуациями, не прибегая к побегу. Обсуждались положительные способы разрешения конфликтов.
Таким образом, цикл профилактических бесед «Побег в никуда» представляет собой важный инструмент в работе педагога-психолога отсталыми воспитанниками детского дома. Разработка и проведение таких бесед помогает детям осознать не только причины своих желаний убежать, но и развивать навыки саморегуляции, что способствует их социальной адаптации и улучшению эмоционального состояния.
Понимание, что побег не является решением, а лишь краткосрочным уходом от проблем, может помочь ребятам выбрать более конструктивные пути решения своих трудностей. Каждое занятие— это шаг к формированию у воспитанников способности противостоять жизненным трудностям и находить свое место в обществе.