Психолого-педагогическая деятельность
Основные направления социально-психологической деятельности:
Психологическая диагностика
включает в себя:
- Первичная диагностика актуального психического развития вновь прибывших воспитанников;
- Психологическое исследование каждого воспитанника с целью прогнозирования и разработки индивидуальной программы развития;
- Диагностика когнитивной сферы (память, мышление, восприятие, внимание, речь) и эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, агрессивности, склонность к суицидальному поведению) воспитанников;
- Диагностика мотивационно-потребностной сферы (ведущий тип мотивации, ценностные ориентации);
- Выявление воспитанников, склонных к девиантному поведению;
- Мониторинг развития воспитанников в процессе обучения и воспитания в учреждении.
Психологическая профилактика
– целенаправленная систематическая работа по предупреждению проблем в развитии и проблем в социальном становлении личности воспитанника.
Психологическая профилактика ставит перед собой следующие задачи:
- Совместная деятельность по профилактики правонарушений и ОДН;
- Участие в работе совета профилактики;
- Профилактика самовольных уходов.
- Профилактика и коррекция девиантного поведения;
- Профилактика вредных привычек;
- Профилактика эмоционального напряжения, отрицательных эмоций;
Организация коррекционно-развивающих занятий
Основные задачи:
- Повышение уровня адаптации воспитанников к новым жизненным условиям;
- Развитие у воспитанников социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми;
- Развитие у воспитанников когнитивной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия и др.);
- Формирование устойчивой самооценки;
- Раскрытие творческого потенциала воспитанников;
- Стабилизация эмоционального состояния воспитанников:
преодоление страха и тревожности;
повышение уверенности в себе;
снижение уровня агрессивности и негативных эмоций;
обучение методам саморегуляции.
Реализация задач коррекционно-развивающей деятельности достигается путем:
1)разработку и применение программ, направленных на коррекцию и развитие личности воспитанника;
2)планирование и осуществление совместно с педагогическими работниками мероприятий развивающего и коррекционного характера.
3) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по активизации познавательной сферы воспитанников.
4) Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников.
5) Групповые занятия с применением приемов песочной терапии и сказкотерапии.
6) Стабилизация психоэмоционального состояния воспитанников, посредствам релаксации в сенсорной комнате.
Психологическое консультирование
направленно на формирование личностной позиции ребенка ее развитие и совершенствования.
Основными задачами психологического консультирования являются:
- Оказание эмоциональной поддержки и внимания к переживаниям ребенка;
- Облегчение эмоционального состояния;
- Принятие воспитанником ответственности за происходящее с ним;
- Индивидуальное консультирование учителей школы по вопросам обучения воспитанников;
- Консультирование педагогов по вопросам воспитания детей.
Организационно-методическая деятельность
- Разработка конспектов занятий и мероприятий;
- Систематизация дидактических, диагностических материалов и пособий;
- Создание буклетов, памяток;
- Разработка и составление коррекционно-развивающих программ, индивидуальных планов, портфолио;
- Оборудование тематических зон для арт-терапии;
- Написание статей для размещения на официальном сайте и на сайте Министерства социального развития, опеки и попечительства;
Психологическое просвещение
– повышение психологической культуры воспитанников и педагогов, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Формы работы:
— оформление стенда «Вестник психолога»;
— беседа с воспитанниками, проводимая по запросам педагогов;
— проведение круглых столов с педагогами;
— выступление на педагогических советах;
— проведение мастер-классов (по запросу)
Наши инновации
Важным достижением для социально-психологической службы является участие педагогов-психологов в инновационной деятельности учреждения по проекту: «Безопасное освоение информационного пространства как условие информационной безопасности несовершеннолетних с нарушением интеллекта в учреждениях интернатного типа» с разработкой программы «Формула безопасного общения». Предполагаемым результатом, которой выступит не только знакомство воспитанников с информационной угрозой, но, а также воспитанники научатся навыкам эффективного общения для успешной социализации.
В мире творчества
Эмоциональное состояние воспитанника полноценнее лишь тогда, когда он живет в мире творчества! И поэтому педагоги-психологи проводят с воспитанниками занятия по арт-терапии, в которые входят:
- Сказкотерапия – позволяет расширить сознание ребенка, узнать его внутренний мир.
- Песочная терапия – позволяет позитивно влиять на эмоциональное самочувствие, развитие и саморазвитие ребенка.
Все направления социально-психологической деятельности в учреждении направлены на реабилитацию воспитанников. Благодаря как индивидуальным, так и групповым занятиям воспитанники раскрывают свой личностный потенциал. Также социально-психологическая деятельность способствует успешной социализации воспитанников.