Областное государственное бюджетное
учреждение социального обслуживания
«Иркутский детский дом-интернат № 2
для умственно отсталых детей»

Вместе сможем всё

 

Вместе сможем всё:

В апреле 2020 года областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно отсталых детей» начал работу по социальному проекту   «Вместе сможем все» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации г.Москва, направленного на создание единой системы для реализации комплексной помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе развитие социальной компетентности личности воспитанников в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающей готовность к самостоятельной жизни. Разработка и апробация новых форматов коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, с применением форм и средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Обучение   родителей необходимым навыкам развивающего ухода с целью налаживания внутрисемейного контакта и эффективного сопровождения детей данной категории.

В реализации данного проекта участвуют:

- дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей отделения «Милосердия», при работе с данной категорией детей будут учитываться индивидуальные сложные нарушения.

- родители (или законные представители), посещающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;

- дети с умеренной умственной отсталостью, воспитывающиеся в государственных учреждениях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые составляют ближайшее социальное окружение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;

- специалисты учреждения;

- привлеченные специалисты учреждений здравоохранения, образования, социального развития;

- Общественные организации;

- Волонтеры, добровольцы.

Данный проект дает возможность решить такие задачи, как развитие, и воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями; развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений; сопровождение семей и сотрудничество с родителями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями развития; развитие толерантного отношения общества к детям – инвалидам; преодоление социо-культурной изоляция; повышение качества жизни – сформировать компетенции, с учетом физических и психологических возможностей, с опорой на сохранные стороны, которые позволят решать задачи, направленные на улучшение качества жизни.

Все мероприятия, разработанные и проводимые в Проекте способствуют повышению качества жизни детей с ТМНР и формируют такие жизненные компетенции, которые позволяют достичь максимально возможную самостоятельность в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают включение в жизнь окружающего его общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Работа над проектом продолжается!

 

Психологический тренинг для родителей детей с ТМНР: «Вопросы воспитания и психологического развития детей»

(Сентябрь 2020г.)

17 сентября 2020 года в ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно отсталых детей», в рамках социального проекта «Вместе сможем все» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации г.Москва, проводился дистанционный психологический тренинг для родителей, воспитывающих детей с ТМНР по теме: «Вопросы воспитания и психологического развития детей».

          Тренинг проводил педагог-психолог 1 квалификационной категории Галина Грефенштейн.

         Цели тренинга: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

         Практика показывает, что в семьях наблюдается неадекватность в стилях воспитания ребенка, что провоцирует развитие, как у самих родителей, так и у ребенка, дезадаптивных черт личности и негармоничных форм взаимодействия с окружающим миром. Это в свою очередь создает проблемы в процессе социальной адаптации ребенка.

         Представленный тренинг направлен на формирование следующих компетенций:

1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;

2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;

3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком.

        Этапы:

  1. Вводный этап (введение, принятие правил тренинга)
  2. Организационный этап (формирование мотивации для восприятия основной информации)
  3. Основной (создание условий для гармонизации детско-родительских отношений через повышение родительской компетенции в вопросах воспитания;  формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей).
  4. Заключительный (рефлексия)
  5. Вопросы, пожелания
  6. Подведение итогов работы

          Этапы состояли из психологических игр и упражнений.

   Для наиболее полного вхождения в тренинг он начался с взаимных приветствий. Для этого необходимо было не только сделать комплимент другому участнику тренинга, но, и, что самое сложное – похвалить себя. Следующее упражнение – «Ассоциации».

  Для формирования гармоничных моделей с семьей и окружающим миром использовалось упражнение «Идеальная семья».

  Второе упражнение: «Дерево семейных ценностей» позволило выявить и ранжировать семейные ценности, исходя из потребностей каждой семьи. Это крайне важно для общения в целом. А задание «Нарисуй снежинку» - позволило сравнить поведенческие реакции, что также является важным фактором воспитания.

           Задания «Живой дом», «Подарок» - диагностирую субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений, показывают отношение к жизни, происходящему вокруг. Раскрывают грани личности участников, позволяя, поддерживать интерес и доброжелательное отношение друг к другу не только в ходе упражнения, но и в дальнейшем межличностном взаимодействии.

           Тренинг прошел в теплой и дружеской обстановке. В заключительной части была интересная и познавательная рефлексия. Каждый, кто хотел, высказал не только то, что дало ему тренинговое занятие, но и над чем они хотят поработать в следующий раз.

          Тренинг закончен, но работа продолжается!

 

Цикл психологических консультаций педагога-психолога для родителей, воспитывающих детей с ТМНР по восстановлению семейных связей

(с 21 сентября 2020г.)

 

             В сентябре 2020 года в ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно отсталых детей», в рамках социального проекта «Вместе сможем все» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации г.Москва, проводился дистанционный цикл психологических консультаций педагога-психолога для родителей, воспитывающих детей с ТМНР по восстановлению семейных связей.

          Цели: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с социумом; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

        Задачи:

1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;

2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;

3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком.

         Участники: 9 человек (родители, воспитывающие детей-инвалидов).

          Консультации проводил педагог-психолог 1 квалиф. категории Галина Грефенштейн.

          Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения, укрепление социальных и семейных связей.

            Исходя из этого, темами проводимых психологических консультаций были:

 - Познакомиться с понятием «эмпатия».  

-  Способствовать и углублению процессов самораскрытия, развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, совершенствовать коммуникативные навыки.

    В первую очередь психолог объяснял родителям для чего необходимо лучше контролировать свою речь.

             Рассмотрены также причины нарушений детско - родительских отношений — такие как неумение понять ребёнка, уже допущенные ошибки воспитания.

            Особое внимание отводилось анализу семейных отношений, приёмов и методов воспитания в прародительских семьях.

          Всем понравилась мини-лекция, об упражнениях, позволяющих, сгладить или свести на нет, негативные черты характера, хотя и вызвала много вопросов. Упражнения не только горячо обсуждались, но и были взяты родителями на вооружение для работы  над собой в домашних условиях.

          Таким образом, родители не только узнали много новой информации, но и поделились своими мыслями и чувствами, выразили то, о чем иногда хочется просто поговорить.

          Консультации позволили помочь участникам осознать свои силы, повысить уверенность в собственной значимости, сформировать уверенность в поведении. А это, в свою очередь, способствует преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, совершенствованию коммуникативных навыков. Следовательно, формируются условия для укрепления внутри- и внесемейных связей.  

         Так как полученные знания имеют пролонгированное действие, окончательные результаты можно будет наблюдать в течение последующего времени. Маркер – укрепление внутрисемейных связей, и как следствие – наиболее полное удовлетворение основополагающих психологических и физических потребностей ребенка и семьи в целом, базирующихся на социальных контактах и чувстве безопасности.